На прошедшем в выходные семинаре Рене Руссийон более подробно коснулся темы того самого наслаждения, растворения в опыте удовольствия, впоследствии названного переживанием океанического чувства. Всем нам очень важно иметь представление, откуда, из какого опыта все мы стартуем, в чем нуждается любое живое существо в начале жизни, к чему устремляется. Ну и представлять масштаб трагедии, когда этого так и не происходит. Немного процитирую: "В 1926 году в статье "Иллюзии" Фрейд описывает те первые ощущения, которые воспринимает младенец, приятные ощущения, которые хочется интегрировать, в поисках которых он находится постоянно, в виде метафоры океанического ощущения мира. Это ранний опыт с Другим, который еще не ощущается отдельным Другим. Еще нет ни Субъекта (S), ни Объекта (О). Это приятное ощущение, которое хочется поместить внутрь, ведь младенец еще не отличает внутри-снаружи, Я или не-Я. Но то приятное, что происходит с ним в отношениях с объектом, создает это внутреннее полное океаническое ощущение мира, и в его поисках младенец пребывает постоянно. Как можно описать океан.чувство , такое ощущение мира? Я есть всё, всё во мне, я принадлежу миру, мир принадлежит мне, поскольку младенец еще не способен разделять внешнее и внутреннее. Что такое мир для младенца? Как правило, окружающий мир - это мать, и те авторы, которые много пишут про пограничное состояние, про сложности, с которыми сталкиваются пограничные пациенты, особый акцент делают на том, что у таких людей есть большая потребность быть частью мира и чтобы мир был частью них. Британский психоаналитик Маргарет Литтл описывает подобные процессы в метафоре "я с миром", Дидье Анзьё описывает это как "общую кожу" матери и младенца, где нет еще разделения Я и не-Я. Французский психоаналитик Джойс МакДугалл описывает эти процессы как "одна психика на двоих, одно тело на двоих". Мы видим, как в клинике пограничных состояний этот ранний опыт неудовольствия проявляется в виде постоянного поиска этого контакта, подобного опыта, который так и не был пережит в реальности в отношении с объектом. Это океаническое чувство создает фундамент нашего психического функционирования, фундамент ощущения безопасности. Если мир это я, а я это мир, то я чувствую себя в безопасности. И подобное ощущение мы можем испытать во взрослом возрасте, например когда мы находимся в толпе, чувствуя принадлежность к группе. На концерте, на матче, в сексуальности так же мы снова входим в контакт с этим чувством, испытывая совместный оргазм, удовольствие, где теряются границы между Я и не-я. Но проблема состоит в том, что испытает младенец этот океанический опыт или нет, зависит от характеристик его первичного окружения. Насколько мать будет способна таким образом адаптироваться, настроиться на потребности ребенка, чтобы у него не было разрыва между внутреутробными ощущениями и ощущениями, которые он испытывает после рождения, насколько она способна поддержать в нем иллюзию, что он есть Мир, поддержать в нем способность развивать Океаническое чувство. Переживание океанического чувства зависит от характеристик первичного окружения. То же самое можно сказать и в сексуальных отношениях: мы можем испытать океаническое чувство, когда ощущаем себя в безопасности с партнером, когда мы можем позволить себе слиться с ним без страха, испытать это посткоитальное океаническое чувство. И следующая проблема состоит в том, что если у младенца из-за дефицитарности первичного окружения не было возможности прожить Океаническое чувство, то во взрослом возрасте человек будет постоянно пытаться найти тот опыт, которого у него не было. Идеальный опыт. И можно сказать, что будет в захвате компульсивного повторения в поисках океанического слияния. Но если у чел в младенчестве этот опыт был достаточно хорошим, то он не будет находиться в постоянных его поисках, или, по крайней мере, будет использовать более зрелые формы и способы его достижения, чем тотальное слияние. Фрейд продолжает исследовать феномен океанич.чувства, и позднее в 1929 году он пишет статью "Недовольство цивилизацией", в которой он ставит вопрос о том, что человек не может быть в симбиотических отношениях с миром, с природой, и что недовольство цивилизацией связано с тем, что этого вечного симбиоза человеку хотелось бы, но это невозможно. Эта важнейшая работа дает возможность нам лучше понять архаическую проблематику. Инфантильная сексуальность, согласно Фрейду, базируется на кастрационной тревоге, но архаическая, более ранняя проблематика связана с тревогами гораздо более базовыми. В статье "Недовольство цивилизацией" человек сталкивается с вопросами, может ли он оказать влияние на мир, как можно защититься от воздействия мира, он рассматривает вопрос безопасности и одиночества, то есть те базовые вопросы, с которыми мы сталкиваемся при работе с не-невротическими пациентами, пограничными, или пациентами с нарциссической проблематикой, ну и конечно же это вопросы, которые и всех нас тоже волнуют, потому что мы все люди, которые с этим экзистенциальными темами сталкиваемся. И среди базовых тревог Фрейд выделяет следующие : - первая базовая тревога - ощущение безнадежности, тупика, невозможности воздействовать на мир, тоски. "Я не могу воздействовать на мир". - вторая тревога - ощущение отсутствия корней, океанического чувства как фундамента безопасности, базового доверия к миру, а в данном случае речь идет об отсутствии безопасности и базового доверия миру. И третья базовая тревога - отсутствие цели, когда человек не знает, куда он идет, зачем он идет, где он хочет оказаться. Со всеми этими тревогами мы часто сталкиваемся в клинической практике при работе с пограничными пациентами. То, что затем происходит в эдипальном кризисе, выстраивается на раннем архаическом опыте, и когда мы имеем дело с этими ранними архаическими тревогами, речь идет не о кастрации, а об угрозе нашей идентичности, речь идет о наших отношениях с миром, и как мы его воспринимаем - как безопасный, или как опасный. Если мир ощущается как опасный, мы имеем дело с такими клиническими проявлениями как панические атаки, фобии, разные другие проявления социальных страхов, и в работе с пациентами, если мы имеем дело с невротическими - мы работаем на уровне эдипальных тревог и конфликтов, но одновременно с этим архаическое тоже может выходить на поверхность, и при работе с пациентами более тяжелыми, не-невротического регистра, работа с архаичным материалом большего внимания требует, потому что снова и снова воспроизводятся одни и те же ощущения, и одни и те же травматические события, и конечно при создании безопасного пространства в аналитическом кабинете мы помогаем пациенту проработать этот глубинный архаический уровень. Был интересный вопрос из зала: ... если нет вот этого чувства океанического слияния у человека, он будет искать его в дальнейшем, а вот как насчет нарциссов? Их отношения с матерью, их конверт был нарушен, и они всячески избегают слияния. Могли бы вы прокомментировать? Рене Руссийон ответил так. Если мы говорим про нарциссическую проблематику, про тех людей, которые были очень разочарованы в своих первичных отношениях, то они могут использовать разные стратегии, и в том числе ту, которую Вы описали. Люди разные, и клинические проявления могут быть разные, нет единой целостной картины, почему человек может вести себя таким образом. Он слишком долго ждал. Слишком долго ждал, когда появится объект, с которым можно будет прожить это океаническое чувство, что когда появляется достаточно хороший объект, с которым этот опыт можно прожить, в сексуальных, и не только в сексуальных отношениях, то в этот момент, когда встречается наконец тот объект, с которым это переживание получить, объект отбрасывается, отвергается, потому что в этих отношениях человек переживает тот опыт, которого у него не было, и он начинает испытывать страдание по своему прошлому, по всему тому, чего у него не было. В хороших отношениях, как бы парадоксально это не звучало, он испытывает страдания о несбывшемся. И он не может принять хорошие отношения с объектом, потому что они вызывают эти страдания, и следующий аспект - потому что слишком долго пришлось ждать. Есть такая история про маленького рыбака, который пришел на берег реки, закинул невод, и ничего не поймал, закинул снова, и вновь ничего не поймал. Прошло какое-то время, и он выловил бутылку закрытую пробкой, и увидел, что внутри бутылки что-то есть. Он открывает бутылку, оттуда вылетает джин со словами: Я тебя сейчас убью. Рыбак спросил: Почему ты хочешь меня убить, я же тебя освободил! Откуда это желание? И джин отвечает: Потому что Я слишком долго ждал! Я ждал триста лет. Первые сто лет я думал, что освободившему меня я дам золота, богатств и драгоценностей, вторую сотню лет я думал, что если кто-то освободит меня, я что угодно для него сделаю, но третью сотню лет я думал лишь о том, что если найдется наконец тот, кто меня освободит, я его убью, потому что ждать пришлось слишком долго. Вот можно сказать, что у людей с нарциссической проблематикой, связанной с разочарованием в первичных отношениях, может присутствовать вот эта парадоксальная логика: "Я тебя убью, потому что я тебя слишком долго ждал". Наталья Холина